Просмотр в : Все > Публикации > Технологии маркирования

08 Сентябрь, 2006
Основные требования к маркировке, технологии маркирования.

Смысл маркирования (нанесения маркировки) объекта состоит в присвоении ему идентификационного признака.

Потенциальным носителем идентификационного признака может стать как материал с заранее определёнными свойствами (специальная бумага, плёнка, заготовка под табличку и т.д.), так и специально отведённое место на объекте, подлежащем идентификации. Как только на носитель занесён идентификационный признак, он становится меткой, которая, в свою очередь, будучи тем или иным способом соединена с объектом, становится маркировкой (при нанесении идентификационного признака непосредственно на маркируемый объект метка уже является маркировкой).

Основными требованиями к современной маркировке являются:

  • сохранность и читаемость информации в течение необходимого срока службы маркируемой продукции;
  • возможность работы в промышленных условиях, в том числе в агрессивной окружающей среде;
  • обеспечение функциональных требований (например, лёгкая переносимость с объекта на объект или, наоборот, невозможность вторичного использования маркировки);
  • защищённость маркировки от подделки;
  • дизайн - в ряде случаев маркировка является частью имиджа продукции.

В настоящее время существуют различные способы присвоения объекту идентификационных признаков (маркирования), начиная с простого окрашивания части объекта, подлежащего идентификации, в определённый цвет и заканчивая новейшими методами электронной идентификации.

По носителю идентификационной информации технологии маркирования можно разделить на две группы.

К первой группе относятся те технологии маркирования, при которых идентификационная информация наносится непосредственно на деталь. В ряде случаев это может приводить к изменению структуры поверхности этой детали (технологии с деформацией поверхности материала). Следовательно, маркировка, полученная таким способом, не может быть бесследно удалена с поверхности промаркированной детали (для её удаления требуется снятие слоя материала детали на глубину маркировки). С другой стороны такая маркировка может внести нежелательные изменения в работу маркированной детали.

Ко второй группе относятся технологии маркирования, при которых на деталь (или внутрь неё), подлежащую маркировке, крепится метка, которая изготавливается из специального материала, имеющего заранее заданные свойства.

Следует отметить, что любой из методов, которым можно нанести идентификационную информацию непосредственно на деталь, может быть пригоден и для нанесения идентификационной информации на метку в зависимости от свойств материала.

Основными критериями при выборе технологии маркирования конкретного автомобильного компонента являются её применимость с технической точки зрения и ценовые характеристики. Исходя из этого, предлагается следующий алгоритм выбора технологии маркирования, который состоит из двух этапов.

В ходе первого этапа проводится анализ составных частей автомобильного компонента, технологии его производства и требований к маркировке. Для этого:

  • определяются цели идентификации;
  • анализируется технология производства данного автомобильного компонента;
  • на автомобильном компоненте выбирается конструктивная зона для размещения маркировки;
  • изучаются характеристики маркируемой поверхности (материал, кривизна, шероховатость, наличие и тип покрытия);
  • выбираются моменты маркирования и считывания идентифицирующего признака в технологическом процессе сборки автомобильного компонента;
  • выбирается место привязки идентификационного номера компонента, установленного при заводской сборке, к идентификационному номеру товарного автомобиля;
  • определяются требования к сохранности маркировки (устойчивость к определённым температурам, влажности и воздействиям окружающей среды и т.д.)

На втором этапе проводится сравнительный анализ технологий маркирования на пригодность для идентификации конкретного автомобильного компонента с помощью интегральной оценки. Эта оценка складывается из оценок технических и ценовых параметров технологий маркирования.

Для оценки технологии маркирования выбраны следующие технические параметры:

  • возможность нанесения идентификационной информации без нарушения покрытия материала;
  • чёткость и надёжность нанесения штрих-кода;
  • возможность нанесения индивидуальной маркировки;
  • надёжность сохранения маркировки;
  • защищённость идентификационной информации от подделки;
  • надёжность считывания информации в гарантии;
  • сохранность существующих технологических потоков;
  • производительность маркирования в соответствии с темпом сборки.

В качестве ценовых показателей маркировки, выполненной с помощью той или иной технологии, исследуются затраты на внедрение системы идентификации и ежемесячные затраты на её функционирование.

Затраты на внедрение системы идентификации состоят из:

  • затрат на закупку оборудования;
  • затрат на разработку информационного обеспечения, управляющего процессом маркирования;
  • затрат на обучение персонала.

Ежемесячные затраты на функционирование системы идентификации складываются из:

  • затрат на амортизацию и ремонт оборудования;
  • затрат на расходные материалы;
  • затрат на энергоносители;
  • затрат на заработную плату персонала.

Нет комментариев, присоединенных к данному элементу.

Настройки :
Карта публикаций
Архивы публикаций
Автоваз